Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Народные художественные промыслы как предмет изучения в начальной школе
1.1. Художественные промыслы как историческое наследие
«Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать…». Д.С. Лихачев
Важным явлением социокультурной эволюции современного российского общества становится осознание истины, что без опоры на фундаментальные ценности национальных культур не может быть успешного развития любой сферы культуры и страны в целом.
Художественная культура каждой эпохи — творческая деятельность не только живущих поколений. Она содержит, в первую очередь, способы и формы художественной деятельности, выработанные предшествующими поколениями. В неё включены унаследованные и усвоенные живущим поколением художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая способы их хранения и распространения. [8, с. 8]
В культуре общества всегда имеется некая константа, определяющая устойчивость культуры на разных этапах её развития. Этой константой, стержнем и является то, что принято называть народной культурой, которая при пристальном рассмотрении неизбежно приобретает еще один эпитет «художественная».
Культура — живое образование, имеющее внутренний, генетический потенциал развития [23, с. 34]. Культура любого народа, отражая специфику его исторического развития, есть динамическая данность, цементирующая конкретное сообщество, и сообщающая его существованию определенность и устойчивость. Все ее особенности возникают не случайно, а обусловлены совместным действием причин, которые допустимо назвать внешними (природно-географические, исторические, политико-экономические и т.д.), и причин внутренних (генетических), связанных с менталитетом. Именно к этим генетическим факторам и следует отнести народную художественную культуру.
Понятие «народной художественной культуры» понимается сегодня не однозначно. По мнению Л.И. Михайловой, понятие «народная культура» «связывают, как правило, с деятельностью социальных низов общества, представителей простонародья». Л.Н. Коган резонно уточняет, что «народной культурой называют культуру, непосредственно созданную людьми физического труда – ядром народных масс каждой исторической эпохи». А.С. Каргин при этом утверждает, что «нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде».
Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира). В художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.
Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны.
Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества. В старину они передавались от поколения к поколению «из уст в уста», и поэтому все время изменялись (варьировались).
Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.
Традиционная народная художественная культура выступает неизменным «ядром» всей художественной культуры общества. Как отмечают исследователи, в зависимости от местных условий, традиций, материалов в разных частях страны народное искусство имеет свои уникальные черты.
Одной из форм народного творчества являются художественные промыслы, которые включают в себя производство изделий декоративно-прикладного искусства, а также различные художественные и социокультурные процессы, связанные с различными типами творческой деятельности. Произведения народных мастеров сохраняют связь с природой, историей и нравственными ценностями этноса.
Как свидетельствуют источники, русский народ издавна занимался изготовлением предметов быта. При этом посуда, элементы одежды, украшения, игрушки и др. изготавливались и украшались различными высокохудожественными способами.
В своих исследованиях Бадаев В.С. подчёркивает, что в русских народных промыслах молено увидеть отражение многих традиций, которым следовали наши предки, а изучение народных художественных промыслов дает нам представление об исторических, культурных и духовных особенностях жизни русского народа. Поскольку творчество делает любую культуру, неповторимой, отличной от других, традиция в народном искусстве - это итог непростого тли художественного осознания и действительности, реальный показатель уровня сформированности образного мышления народа. В русской народной художественной культуре ярко воплощены традиционные идеалы и ценности, а в изделиях традиционных промыслов зафиксирована своего рода народная память, связывающая прошлое с настоящим и будущим.
Народные художественные промыслы относятся к числу многочисленных видов народного художественного творчества.
В научной литературе представлены различные дефиниции понятия «Народные художественные промыслы». Например, в толковом словаре русского языка понятие «промысел» трактуется как «мелкое ремесленное производство, подсобное занятие», а художественный промысел рассматривается как «изготовление народных художественных изделий». По мнению ряда исследователей, промыслы - это «воплощение и бытование народной художественной культуры, которая включает в себя, помимо непосредственно произведений народного искусства, совокупность знаний, ценностей, норм, составляющих содержание произведений, а также художественное мастерство».
Согласно трактовке, представленной в Большом толковом словаре по культурологии, народно-художественные промыслы - это одна из форм народного художественного творчества, связанная с производством фольклорных художественных изделий. Под данным понятием также понимается форма народного творчества, в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства.
В словаре «Эстетика» народно-художественные промыслы рассматриваются как форма организаций художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем местную культурную традицию, и ориентированного на продажу промысловых изделий. Вместе с тем, Белов М.С. в статье «Бытование народных художественных промыслов в современном культурном пространстве» называет народные художественные промыслы отраслью художественной промышленности и, одновременно, областью народного искусства. Он отмечает, что характерными чертами промыслов является рукотворности изделий, т.е. сочетание традиций, стилевых особенностей, творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#1000 . - свободный. - Загл. с экрана.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 6/22 от 15.09.2022 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2- свободный. - Загл. с экрана.
3. Федеральный закон от 06.01.1999 N 7-ФЗ (ред.от 29.07.2017). "О народных художественных промыслах" [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21497/- свободный. - Загл. с экрана.
4. Аминова, И. Г. Формирование у младших школьников базовых навыков выполнения традиционных орнаментов хохломы в начальной школе / И. Г. Аминова // Обучение и воспитание в период детства : сборник статей по материалам международного арт-диалога, Оренбург, 30 марта 2023 года. Том Часть 11. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2023. – С. 62-67.
5. Бакланова, Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество и его место в российской культуре // Преданья старины. 2006. - С. 81
6. Ворожейкина, Н.И. Пропедевтический курс в начальной школе. – М.: Ассоциация XXI век, 2001. – 211 с.
7. Грибовская, А.А. Народное искусство и детское творчество. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.
8. Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). — СПб., 1993.
9. Кон-Винер, Э. История стилей изобразительных искусств / Э. КонВинер // Анталогия мысли – М.: Юрайт, 2021. – 200 c.
10. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М. Конышева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. 296 с.
11. Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство [Текст]: учебное пособие / В. Н. Молотова. - 2-е изд. - М.: Форум, 2010. - 288 с. - (Профессиональное образование). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-91134-398-9
12. Мчедлов, М.П. Российская цивилизация: методологии исследования [Текст]// Религиоведческие очерки. – М.: Научная книга, 2005. - с.16-30.
13. Некрасова, М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности/ М. А. Некрасова/ — М., 1983.
14. Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1981. 140 с.
15. Орлов, А. С. История России с древнейших времен до наших дней [Текст] / А. С. Орлов. – М., 2021. - 271 с.
16. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по истории России [Текст] / С. Ф. Платонов. – М., 1996. -374 с.
17. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы [Текст]: учеб.пособие для студ. пед. колледжей / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2000. – 400 с.
18. Польщикова, А. М. Формирование первоначальных исторических понятий у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»: сборник трудов конференции. // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 мая 2023 г.) / редкол.: В. И. Кожанов [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 31-33.
19. Поровская, Г.А. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т.Я. Шпикаловой и Г.А. Поровской. ‒ М.: Гум.-изд.центр “ВЛАДОС”, 2000. – 120 с.
20. Саплина, Е.В. История в начальной школе // Преподавание истории в школе – 2008. - 3.- с. - 8-11.
21. Сластёнин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
22. Студеникин, М.Т., Добролюбова М.Т., Методика преподавания истории в начальной школе. – М.: Владос, 2001. – 255 с.
23. Цукерман, В.С., Народная культура как социальное явление. – Челябинск. 1984.
24. Чернова, Г. А. Методика преподавания обществознания в начальной школе [Текст]: учеб.пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений /Г. А. Чернова, Л. Г. Жукова, И. В. Митюкова. – М.:Академия,2008.–186 с.
25. Маёрова, К. В. Русское народное прикладное искусство [Текст]: кн. для чтения со слов. на англ. яз. и коммент. / Ксения Маёрова, Ксения Дубинская. - Москва : Рус. яз., 1990.- 269 c.
26. Макарова, Е.В. Изучение народных художественных промыслов как методика формирования исторических представлений младших школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-narodnyh-hudozhestvennyh-promyslov-kak-metodika-formirovaniya-istoricheskih-predstavleniy-mladshih-shkolnikov- свободный. - Загл. с экрана.